Выявление, распространение и внедрение лучших практик современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей является важной задачей развития дополнительного образования детей, обозначенной как в Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, так и в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Одним из механизмов поиска, выявления лучших практик являются конкурсы.
Региональный модельный центр дополнительного образования детей проводит в Новосибирской области региональный конкурс образовательных практик дополнительного образования детей «На шаг впереди». Цель конкурса – выявить и распространять эффективные образовательные практик дополнительного образования региона по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных школ, профильных смен, представленных в виде реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.
В конкурсе 2023 года приняли участие 129 педагогических работников из 63 образовательных организаций 32 муниципальных образований. Ими представлены 98 практик в формате дополнительных общеобразовательных программ, программ профильных смен по 6 направленностям.
Старший методист Эмилия Митина подробнее рассказала о представленных в этом году на конкурс работах: «Наибольшее количество практик в этом году представлено в технической направленности, но тематическое содержание большинства программ традиционно: техническое творчество, программирование, робототехника, лего- и кубороконструирование. Интересными оказались практики по социально-гуманитарной направленности: финансовая грамотность, основы тележурналистики, медиапространство, профессиональная ориентация, волонтерство. Большинство программ естественнонаучной направленности посвящено агробиотехнологиям. В физкультурно-спортивной направленности вызвали интерес программы для детей с ОВЗ, по велоспорту, по профориентации на спортивные профессии. А вот в номинацию «Туристско-краеведческая направленность» уже второй год заявляются, в основном, практики по активному туризму».
Согласно положению о конкурсе, практики должны быть разработаны в соответствии с приоритетными направлениями по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей, для разработки краткосрочных профориентационных программ и проведения профориентационных смен в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденные Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых. Однако, организаторы отмечают, что не все программы соответствуют этим приоритетным направлениям.
Очный этап конкурса второй раз проводился в формате ВКС. Участники серьезно подходили в презентации своей практики: обосновывали цель и задачи, поставленные в дополнительной общеобразовательной программе, соответствие их современным тенденциями развития дополнительного образования; представляли материалы, подтверждающие результативность; обстоятельно отвечали на вопросы членов жюри. А члены жюри, в свою очередь, давали советы и рекомендации по перспективам развития программ, обновлению и изменению их содержания в соответствии с приоритетными направлениями.
По результатам очного этапа определены победители и лауреаты конкурса (см. приложение).