Развитие системы дополнительного образования детей является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования. Дополнительное образование становится актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития области.
В Стратегии социально-экономического развития до 2030 г. определено, что в НСО сформирована высокоразвитая система общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. Регион выделяется высокой инновационной активностью в секторе дополнительного образования для детей. В отрасли функционирует развития сеть УДОД, которые реализуют образовательные программы по всем направленностям, создаются новые модели дополнительного образования (Кванториум, Точки роста, IT-кубы, экологические станции и др.), а также активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования.
20.02.2018 года постановлением Правительства НСО № 62-п создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей (далее РМЦ ДОД), наделенный функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории области.
При тесном взаимодействии с министерством образования НСО сотрудники РМЦ ДОД участвуют в формировании современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», решая основную задачу, поставленную Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования, - обеспечение доступного дополнительного образования для детей независимо от их места проживания, состояния здоровья, социального статуса.
Выполняя эту задачу, в соответствии с приказом Министерства образования Новосибирской области от 13.08.2020 № 1690 «О внедрении моделей выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с различными образовательными возможностями и потребностями», РМЦ ДОД разработаны региональные модели выравнивания доступности дополнительного образования:
-
региональная модель реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
-
-
модель реализации модульных дополнительных общеобразовательных программ для детей, проживающих в сельской местности Новосибирской области;
-
-
региональная модель обеспечения доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями детей;
-
-
региональная модель реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий;
-
-
разработаны и утверждены «Методические рекомендации по вопросам внедрения моделей реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме».
Внедрение данных моделей РМЦ ДОД осуществляет в течение 2020-2021 г.г.
На решение этой же задачи направлено создание в 2018 г. информационной системы «Навигатор дополнительного образования детей» (далее – Навигатор). В течение 2019-2020 г.г. система получила развитие и усовершенствована в рамках внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечения равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.
К существующей базовой версии были установлены дополнительные модули, которые увеличили функционал Навигатора: модуль отображения, фильтрации, сортировки и поиска программ дополнительного образования; модуль записи на программы; личные кабинеты учащегося, представителя организации ДО, органа управления образованием; модуль отзывов и оценки программ пользователями; модуль «Умный навигатор», дающий возможность получения рекомендации по выстраиванию индивидуальной образовательной траектории в системе дополнительного образования на основании результатов тестирования обучающегося.
Модуль ПФДОД создает условия для взаимодействия органов управления образованием и поставщиков образовательных услуг в части произведения расчетов, осуществляемых в рамках правил персонифицированного финансирования.
Выполняя требования системы персонифицированного финансирования, внедрен модуль независимой оценки качества программ дополнительного образования, позволяющий производить независимую оценку качества дополнительных общеобразовательных программ.
Для расчета рейтинга внешкольных достижений детей – их участия в конкурсах, олимпиадах и прочих мероприятиях соревновательного характера установлен модуль «Одаренные дети», предусматривающий заведение в систему детализированной информации о конкурсных мероприятиях, в которых участвуют дети.
Для упрощения авторизации в информационной системе Навигатор произведена интеграция с модулем «Госуслуги» (ЕСИА).
В середине 2020 года Навигатор получил аттестат соответствия, подтверждающий, что автоматизированная информационная система соответствует требованиям безопасности информации, а также дает право обрабатывать конфиденциальную информацию (в том числе персональные данные).
Выполняя мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития, и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ, РМЦ ДОД совместно с партнерами организованы и проведены курсы повышения квалификации по следующим темам:
-
«Вопросы внедрения в Новосибирской области целевой региональной модели дополнительного образования детей» с охватом 135 человек ( ООО «Электронная школа»);
-
-
«Современные тренды в системе дополнительного образования» с охватом 360 человек (ФГБОУ ВО «НГПУ»);
-
-
«Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью от 5 до 18 лет» с охватом 249 чел. (АО «Просвещение»).
РМЦ ДОД также в течение 2020 года проведен целый комплекс онлайн-мероприятий с использованием вебинарной комнаты Webinar.ru и онлайн платформы ZOOM по обучению педагогических кадров. С 01.10.2020 для педагогов и методистов МОЦ и УДОД НСО создана и функционирует Цифровая кадровая школа посредством канала Telegram «Цифровое образование»; на дистанционной платформе Moodl реализуются дополнительные общеобразовательные программы для взрослых.
РМЦ ДОД, функционируя в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования» оформлен в соответствии с единым визуальным стилем «Национальные проекты России» (далее – брендбук).
Брендбук применен в качестве изображений на фасаде ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», входной группе (панно и световое табло). Забрендированы помещения РМЦ, в том числе коворкинг-зона, конференц-зал. Все помещения оснащены необходимым оборудованием и мебелью в соответствии с целями и задачами деятельности.
Эффективное внедрение целевой модели региональной системы дополнительного образования позволит нам обеспечить:
-
комплексное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Новосибирской области, включающее созданные современные организационные, правовые и финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;
-
-
формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования;
-
-
функционирование общедоступного навигатора по дополнительному образованию детей;
-
-
доступ к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
15 декабря 2020 года состоится презентация деятельности РМЦ ДОД и муниципальных опорных центров, где будут подведены итоги по внедрению Целевой модели дополнительного образования на территории Новосибирской области в 2020 году и поставлены задачи на 2021 год.